И ещё одна статья про село Воздвиженское и связанные с ним исторические события.

Храм Воздвижения Честного Креста Господня в ВоздвиженскомПервое упоминание села в документах относится к 60-70гг. 15в. С этого времени и до конца 18 века Воздвиженское является дворцовым селом. Его владельцами являются великие московские князья, цари, императоры и императрицы со своими семьями. Вероятно, уже великий московский князь Иван III имел в селе свой двор, который позднее превратился в путевой дворец. Например, великий московский князь Василий III подписывал в селе троицкие грамоты. Его сын, царь Иван Грозный, останавливался на отлогой горе, поросшей ромашкой и одуванчиками, в 1555 году после взятия Казани. в нем при своем возвращении в Москву из ТСМ.

Свое название село получило от выстроенной в великокняжеском дворе церкви Воздвижения честного креста.

Дворцовые палаты и стоящая рядом над рекой Воря белая церковь были центром сельской жизни.

Путевой дворец, неоднократно горел, разрушался и вновь восстанавливался.

В течение 15-16вв к Воздвиженскому были присоединены земли, располагавшиеся на пространстве от села до современной юго-западной границы района в месте пересечения ее Ярославским шоссе: между селом и землями городка Радонежа; между левым берегом реки Торгоши и землями деревень Рязанцы, Варавино и Подсосенским монастырем. Кроме того, воздвиженские земли тянулись относительно узкой полосой от левого берега реки Вори, выше современной деревни Репихово, на север по современную деревню Гаврилково.

На Торгоше, близ деревни Шелково, стояла мельница, которая использовалась дворцовым ведомством совместно с ТСМ.

Мимо села на осаду Троице — Сергиевского монастыря проходили войска Сапеги и Лисовского в 1609 году, а в 1612 — Минин и Пожарский вели ополчение на освобождение Москвы.

После воцарения Михаила Романова в 1613 году Воздвиженское стало использоваться как место обязательной остановки и отдыха при государевых богомольных походах в ТСМ. Михаил Федорович положил начало традиции обязательно посещать Троицкий монастырь на праздник Троицы и день памяти Сергия Радонежского.

В 1620-е годы государев двор в селе был перестроен: воздвигнуты новые царские палаты с домовой Алексеевской церковью, посажен плодовый сад, устроен обширный пруд с каменной плотиною, в которой держалась разная рыба. На его берегу и стояла Воздвиженская церковь.

В конце 1670-х годов Воздвиженское являлось административным центром обширной волости, земли которой располагались не только на территории бывшей Радонежской волости, как мы это наблюдаем в 16 веке, но и в соседнем Шеренском и Отъезжем стане, в верховьях речек Шеренки и Дубенки. Волость состояла из трех сел, 25 деревень и 67 пустошей. В селе Воздвиженском в эти годы числились государев двор с Воздвиженской церковью; двумя прудами с каменными плотинами, в которых водились щуки, лещи, язи, окуни, плотва и плавали лебеди; дворы дворцовой администрации: приказчиков, прудовых сторожей, лебедчиков, воловиков; приходская Алексеевская церковь и 214 крестьянских и бобыльских дворов.

Село стало свидетелем весьма драматических событий — стрелецких мятежей и борьбы царевны-правительницы Софьи со своим братом Петром I.

В 1682 году на площади села были казнены князья Хованские, трагическая судьба которых легла в основу оперы М. П. Мусоргского «Хованщина».

В 1682 году политическое положение в русском государстве было тревожное. Среди городского населения зрело недовольство, которое охватило и стрельцов, так как им резко снизили жалование, лишили многих привилегий, доводом для выступлений стрельцов послужили дворцовые события: борьба за власть между Нарышкиными и Милославскими. Князья Хованские, воспользовавшись народным выступлением против самодержавного строя, пытались захватить царский престол. Стрельцы захватили Кремль, перебили многих бояр, в том числе государственного канцлера Артамона Матвеева и дядю десятилетнего Петра I Юрия Нарышкина.

Правительницей стала Софья. Во главе стрелецкого войска стоял князь Иван Андреевич Хованский. Ловкий политик и демагог, он угрожал Софье новым стрелецким восстанием.

В этом же 1682 году в день именин правительницы Софьи московские бояре выехали в Воздвиженское, чтобы поздравить царевну. Поехали и князь Хованский, тогдашний глава Стрелецкого приказа, с сыном Иваном, не подозревая о готовящейся участи. Навстречу из Воздвиженского был отправлен князь Лыков, захвативший врасплох Ивана Хованского в селе Пушкино, Ивана — в деревне напротив Братовщины. Схваченные Хованские были доставлены в Воздвиженске ко дворцу, где их ожидала расправа. Им не дали даже оправдаться. Софья казнила заподозренных в измене стрельцов. Князьям отсекли головы на площади у большой московской дороги при свидетельстве малолетних Петра и Ивана. Место казни и до настоящего времени именуется «Убогой горой».

Тела казненных не велено было погребать — их просто затоптали в болотистые берега Вори у деревни Голыгино. Так царевна Софья отпраздновала свои именины. Однако есть сведения, что Хованские были все же погребены на кладбище соседнего троицкого села Городок (бывшего Радонежа).

Эти кровавые события сразу же стали обрастать легендами, что казненные Хованские осенними ночами поднимаются из болота, выходят на дорогу и умоляют путников о христианском погребении, снимая шапки вместе с отделенными от тел головами.

Оставшийся в живых второй сын Ивана Андреевича Хованского — Андрей бежит из под караула и поднимает восстание стрельцов, известное в истории под названием «Хованщина».

В 1682 году семнадцатилетний Петр предъявил свои права на престол. Началась борьба между юным царем и его сестрой правительницей Софией. Молодой государь укрылся за надежными стенами Троицкого монастыря. На сторону Петра в Троицу потянулись его сторонники, среди которых был стрелецкий полк под командованием Л. П. Сухарева.

После неудачной попытки Софьи поднять восстание против Петра, она выехала в ТСМ на переговоры. Доехав до Воздвиженского, остановилась в путевом дворце и просила Петра вернуться в Москву, имея тайное намерение убить его. Петр I не только не согласился вернуться в Москву, но и отказался принять ее в Лавре. Верные царю люди отправили Софью в Москву, где она была пострижена в монахини под именем инокини Сусанны в Новодевичьем монастыре.

В середине 18 века по указу императрицы Елизаветы Петровны в Воздвиженском был разбит сад, в котором насчитывалось четыре гряды клубники, каждая по 20м в длину; пять гряд малины красной, каждая по 20м в длину; 210 кустов крыжовника; 825 кустов красной смородины; 48 деревьев черных вишен; 83 яблони.

В конце 18 века село с деревнями было пожаловано императором Павлом I одному из гвардейских офицеров и с этого времени по ноябрь 1917 года оно являлось частным владением.

В 1840 году в Воздвиженском архитектором Ф. Шестаковым был выстроен прекрасный по своим пропорциям и деталям каменный храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня, сохранившаяся до наших дней. Располагавшийся неподалеку деревянный храм с небольшой колокольней, был разобран «за ветхость» в 1868 году, а на его месте устроена часовня.

Судьба Воздвиженского сильно волновала многих выдающихся представителей русской культуры. Часто село упоминается в переписке Аксаковых. Посещали Воздвиженское Суриков и Репин, когда работали над своими историческими полотнами.

В 1937 году церковь была закрыта. Подвал церкви использовали под зернохранилище, а помещения под зерносклад. В конце 80-х годов церковь отреставрировали, некоторое время она являлась филиалом Загорского историко-художественного музея-заповедника.

Храм Воздвижения Честного Креста Господня в Воздвиженском

Использованы материалы с сайтов: kostik.info и temples.ru.
Московский рогейн © 2007 – 2018